Открою в притчах

Троицкая седмица завершилась Неделей всех святых (11 июня), и начался Петров пост, который в этом году продлится ровно месяц. В помощь кающимся предлагаем сегодня толкование притчи Господа о десяти девах, данное митрополитом Калужским и Боровским Климентом на основе творений святых Отцов и адресованное современному читателю.

Обращаясь к людям в притчах, Христос неоднократно акцентирует мысль о том, что наша земная жизнь имеет важное, уникальное значение.

Такова, например, притча о десяти девах, ожидавших жениха с зажженными светильниками (см. Мф. 25, 1—13). Жених медлил до полуночи. Но мудрые девы имели в запасе масло для своих светильников, и достойно встретили его, и вошли с ним на брачный пир. Неразумные же девы не предусмотрели, что жених придет поздно, и масла не припасли. Когда возвестили, что жених приближается, их светильники уже стали угасать. Они пошли к торговцам купить масло, а когда вернулись, то не успели встретить жениха и потом напрасно стучались в закрытые двери.

Пока человек живет в этом мире, он может задать направление своего пути в вечности. За порогом смерти он утрачивает способность изменяться – его духовное развитие продолжится в выбранном при жизни направлении добра или зла. Поэтому вектор нашего развития в земной жизни должен быть направлен ко Христу – это самое главное. Но как осуществить это на деле? Как, живя в этом непростом мире, достичь цели христианской жизни?

Этот вопрос не давал покоя одному православному юноше. Он задавал его многим людям: и умудренным жизненным опытом, и получившим богословское образование, и рукоположенным в священный сан. В ответ он слышал непреложные истины, что надо верить в Бога, молиться, соблюдать посты, ходить в храм, жить по заповедям Божиим, делать добрые дела. Тем не менее юноша не унимался и продолжал спрашивать. И только спустя много лет Господь дал ему исчерпывающий ответ через Своего великого подвижника — преподобного Серафима Саровского. Святой сам напомнил ему об этом вопросе и раскрыл цель христианской жизни. Человеком, которому посчастливилось не только встретить истинный светильник веры на своем пути, но и стать его учеником, был Николай Мотовилов, записавший эту беседу. Ответ звучал очень просто: «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Мотовилов не сразу понял смысл этих слов, и преподобный Серафим объяснил, что в притче о десяти девах Христос называет наше земное существование «торжищем», а дело человеческой жизни — «куплей» и говорит всем: «Покупайте, пока не приду». Всю жизнь христианину следует заниматься «покупкой» («стяжанием») благодати Святого Духа — упоминаемого в притче масла, для поддержания светильника своей души. Тем, кто считает, что этим маслом являются добрые дела, преподобный Серафим возражает, что недаром в притче речь идет о девах. Хранение девства — равноангельная добродетель, превышающая все остальные. И мудрые, и неразумные девы были одинаково добродетельны. Но, говоря образным языком преподобного Серафима, неразумные девы не получали от своих добрых дел «ни копейки прибыли».

Любой торговец трудится ради получения прибыли. Духовной прибылью преподобный Серафим называет постепенное уподобление Христу благодатью Святого Духа. Поступая подобно торговцу, христианин должен совершать добрые дела в стремлении получить через них Божию благодать, которая переводит его из тленного состояния в нетленное, обоженное. Сами по себе добрые дела, если они не умножают в человеке благодати Христовой, не имеют ценности. Уврачеванное благодатью Святого Духа человеческое естество приобретает способность к вечному бытию вместе с Господом в Его Царстве.

Закрытые двери — смерть, преграждающая духовно не преображенным людям путь в Небесный Чертог, где пребывает Жених – Христос. Он говорит неразумным девам: «Не знаю вас» (Мф. 25, 12), поскольку они Его не знают. Это ответ христианам, которые в своей земной жизни были беспечны к дарам духовным и не стремились уподобляться Христу. Преподобный Симеон Новый Богослов поясняет, что в будущей жизни с христианина не спросится, какие он совершил в земной жизни добрые дела и сколько, но он будет тщательно испытываться, с каким состоянием духа он их совершал и «имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу».

У неразумных дев не оказалось в запасе вовсе не добродетелей, а приобретаемой через них благодати Божией. По разъяснению преподобного Серафима, они полагали достаточным лишь внешнее, формальное исполнение христианских обязанностей, не заботясь о том, «получена ли была ими благодать Духа Божия», и прожили всю жизнь, не зная Христа.

Так и игуменья Арсения (Себрякова) сокрушалась, что, выполняя все требования монастырского устава, многие сестры ее обители не работают над своим внутренним состоянием, «не ищут, не стараются истреблять страсти в корне их». На вопросы настоятельницы, «почему они ничего не делают для своего спасения», эти сестры обижались. Ведь они были заняты с утра до ночи послушаниями и монашеское правило исправно вычитывали. Но игуменья хотела, чтобы их труд преследовал главную цель — иметь постоянную устремленность ко Христу.

***

Как совершение добрых дел может не приносить духовной пользы? По словам преподобного Антония Великого, в человеке действуют три различные воли: собственная, Божественная и бесовская. Вражеская воля побуждает нас не только вообще не делать добра, но и достигать добродетели ради похвалы, либо, по выражению преподобного Серафима, «для одного добра, а не ради Христа».

Оказывается, и молиться, и поститься, и стоять на церковных службах человек может, преследуя свои выгоды: чтобы быть собой довольным, уважать себя или чтобы им восхищались другие, отмечали его усердие, или, наоборот, чтобы оставили в покое. У внешне добродетельного человека может быть множество внутренних мотивов, которые не принимают Бога в расчет. Такой человек, делая добро, не знает Христа.

Духовную «прибыль» приносят только те дела, которые совершаются по любви к Богу, из желания делать именно так, как учит Христос и Его Церковь, наставляемая Святым Духом. Узнать, ведет ли ко Христу очевидное добро, может внимательный к своему внутреннему миру человек, умеющий распознавать козни лукавого и внутреннюю тягу к самоугождению. Таких людей немного, и их совет очень важен в духовной жизни христианина.

Но даже совершаемое по корыстным мотивам добро способно привлечь человека ко Христу. Замечая доброе зерно, Господь вносит Свои коррективы, «очищает» намерения человека и оставляет ему свободу решать, продолжать ли ему двигаться к Богу или оставаться в своеволии, или, что еще хуже, — в бесовском обольщении (прелести). Если человек воспользуется Божией помощью, то узнает Христа и приблизится к Нему. В таком случае доброе дело, начатое или сделанное из корысти, будет уже «как ради Христа сделанное и только за веру в Него».

Если совершаемое доброе дело укрепляет веру христианина, приносит ему тишину смирения, наполняет сердце милостью к другим людям, то оно сделано ради Христа. «Ибо добро, ради Него сделанное, — поясняет преподобный Серафим, – и в здешней жизни преисполняет человека благодатью Духа Святого». Если же сопутствующие доброму делу обстоятельства приводят душу в смущение, возмущение и другие мучительные состояния, значит, человек не воспользовался возможностью приобрести духовную прибыль. Но у него нет оснований жаловаться, что все его труды остались тщетными, не давшими плодов благодати. Он просто не использовал свой шанс.

Преподобный Серафим говорит не об эпохальных, меняющих судьбу решениях, а об обычных поступках, из которых состоит вся наша жизнь. Приведу реальный случай. Одна женщина, прогуливаясь по аллее парка с сыном лет десяти, заметила шедших навстречу таких же двух ребят, что-то оживленно обсуждавших. Один из них, очевидно, был ей знаком, потому что она заговорила с ним, а на второго не обратила внимания, и предложила знакомому мальчику пойти на аттракцион вместе с ее сыном. Тот с радостью согласился, а его товарищ еще какое-то время потерянно семенил за ними, пока совсем не отстал.

Все произошло менее чем за минуту, но каковы оказались последствия! Женщина была готова заплатить за чужого ребенка, чтобы ее сын весело провел время. Это было естественным проявлением родительской заботы, но такая щедрость матери не принесла пользы ее душе. За границей внимания оказался друг знакомого ребенка, ей он был не нужен. Женщина могла бы получить духовную прибыль, прояви она великодушие, включив в компанию своего сына и того мальчика, который «случайно» оказался рядом. Но она, не задумываясь, отвергала этот шанс и не заметила «лишнего» ребенка, потому что хотела сделать добро не знакомому мальчику, а лишь своему сыну. Так возможность совершить доброе дело обратилось в пагубу – и не только для души этой женщины. Не одна она поступила против совести. Проигнорировав второго ребенка, она понудила и приятеля сына к предательству товарища (прельщенный аттракционами, он легко его бросил), и преподала злой урок своему детищу: ради собственного удовольствия можно переступать через других людей.

Видимо, подобное случалось и прежде, ведь ее сынишка даже не пробовал попросить маму взять с собой и того мальчика и приобрести тем самым еще одного друга. Значит, у него уже сформировалась определенная черствость души. Со временем мама ощутит это на себе, недоумевая, как сын может быть невнимательным с нею, ведь она делала все для его счастья. Но ей невдомек, что она сама учит сына только получать желаемое и не «тратить себя» на других.

Каким бы образом в данной ситуации поступила женщина, которая стремится строить свою жизнь ради Христа? Как минимум она бы не проигнорировала, что приятель ее сына идет не один. Она бы пожалела незнакомого мальчика, не оставила бы его одного и нашла способ занять всех троих. И даже если бы не нашлось подходящего аттракциона или мама была ограничена в средствах, можно было просто вместе погулять по парку. В любом случае, разбивать компанию мальчишек, унизив незнакомого ребенка ради того, чтобы порадовать своего сына, было неправильно.

Проявив даже малую заботу о третьем мальчике, женщина использовала бы предоставленную Богом возможность совершить бескорыстное добро, оказать милость ради Христа. Но человек, как говорит преподобный Серафим, может не воспользоваться Божией помощью и не получить духовную прибыль. Доброе дело в таком случае человек делает только для себя, и оно не приносит ему пользы в вечности, да и в земной жизни не дает благодатного утешения.

Так в простейших повседневных ситуациях всякий раз испытывается наше стремление угодить Богу. Требуется внимание, духовная бдительность, чтобы использовать любой шанс сделать выбор в пользу Христа, поступить исходя из евангельских заповедей, а не из любых иных соображений, которые вкладывают в нас собственные страсти и лукавые духи.

Спасительная воля Божия наставляет «делать добро единственно лишь для Духа Святого», — говорит преподобный Серафим. Только так мы можем, подобно мудрым девам, запасти то масло, которое способно светло и продолжительно гореть до прихода Жениха Христа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *