Уроки свободы

Продолжается Петров пост, идёт покаянная работа над собой. Этому духовному настроению созвучно то, что мы переживаем 22 июня в День памяти и скорби, в день начала Великой Отечественной войны. В помощь тем, для кого история нашего народа есть школа жизни, предлагаем сегодня толкование двух притчей Господа — о пшенице и плевелах, о богаче и Лазаре, данное митрополитом Калужским и Боровским Климентом на основе творений святых Отцов и адресованное современному читателю.

Нам кажется, что всё было бы хорошо в нашей жизни, если бы в ней не было плевел лукавого. Но в притче о плевелах Господь запрещает до наступления жатвы — кончины века пропалывать Свое пшеничное поле от насаждений диавола (см. Мф. 13, 29—30 и 39). И преподобный Исайя Отшельник говорил, что если бы не было бесов, никто бы не спасся. Следовательно, зло, действующее в мире, может иметь духовную пользу для человека.

Независимо от своего источника – падшей человеческой природы, других людей или бесов — все соблазны могут быть использованы нами во благо. Сопротивляясь их воздействию, преодолевая их с помощью Божией, человек укрепляет свою волю в добре, очищает свое сердце от страстей и навыкает «прилепляться» к Богу всем своим существом. Главное, надо не упускать из виду, что окончательное решение – как поступить, кому последовать, всегда остаётся за человеком.

Люди сами попускают плевелам заполонять свои души. При этом внешне они могут производить доброе впечатление, а внутри оказаться сынами лукавого (ср. Мф. 13, 38). Напротив, те, кто внутренне бодрствуют и трудятся над собой, ведут ежедневную борьбу с соблазнами и не сдаются, когда падают, снова вставая и обращаясь к Господу, с Его помощью, даже находясь среди плевел, становятся сынами Царствия (см. Мф. 13, 38). Пока мы живём на земле, общаемся, переживаем разные ситуации, радуемся, терпим искушения, ошибаемся, страдаем, все мы можем не единожды перемениться.

Даже невнимательный, погрязший в грехах человек может очнуться, пережив жизненное потрясение или чрезвычайное событие, и твердо стать на путь, ведущий в Небесное Отечество. Так гонитель христиан Савл духовно переродился и стал апостолом Павлом, а мытарь Матфей, живший присвоением чужого, познав Христа, оставил всё и последовал за Ним до своей мученической кончины. Так же и многие ранее теплохладные христиане, когда в нашей стране начались гонения на Церковь, воспрянули душой, исповедали свою веру перед палачами и стали святыми мучениками Церкви Христовой.

Только на Страшном Суде окончательно определится участь каждого: человек предстанет перед Богом либо как плевел, либо как пшеница. По отношению к окружающим надо всегда стараться следовать золотому правилу праведного Иоанна Кронштадтского: «Что бы я ни слышал о других людях, истина одна: я должен любить ближнего». Почему? – потому что «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8).

Весь мир появился и продолжает существовать только благодаря любви Творца к Своему творению. Глубину и силу этой любви мы не можем в полной мере постичь своим ограниченным рассудком. Человек, даже опустившийся, порочный, обладает разумной богоподобной душой, которая для Бога дороже всего мира, и потому Он долго терпит и милосердствует, ожидая обращения грешника.

Теоретически легко согласиться с этим ответом, но на практике понять Бога нам бывает трудно. Это происходит оттого, что наша любовь не так совершенна, она непостоянна и всегда в той или иной мере эгоистична. И любовь Божию мы оцениваем по привычным для нас земным критериям. Мы хотим, чтобы нас Бог прощал и защищал, помогал и давал нам время обрести решимость оставить грех, и при этом недовольны, что Бог прощает и терпит злых, проявляет к ним милость, ждет их исправления, а не убирает их с лица земли или по крайней мере хотя бы подальше от нас. Но еще в древности пророк Исайя определенно сказал людям от лица Господа: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои… Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8—9). То же можно сказать и о любви Божией в сравнении с человеческой любовью, поэтому нам так сложно дается понимание долготерпения Господа.

Грешники бывают разные. Один, например, пьянствует и тем губит себя, возможно, мучает близких и досаждает соседям. В таком случае мы можем согласиться: пусть Господь еще подержит его на земле, может быть, он исправится. Но никак не можем мы принять, что Господь терпит тиранов, мучителей, маньяков. Как, например, благой Бог мог допустить те ужасы, которые совершались Гитлером или в наши дни в Беслане?

В сущности, вопрос: «Почему Господь терпит злых людей?», встречает закономерный встречный вопрос: «А как же человеческая свобода?». Не Бог породил нацистские идеи, фашизм, как и все остальное зло в мире. Гитлер был избран волеизъявлением германского народа, который признал его своим вождем. Если бы не было этой массовой поддержки, если бы позиция нацистов не отвечала народным чаяниям, не было бы и газовых камер, и лагерей смерти. Ведь не один Гитлер, а большинство германского общества допускало бесчеловечное отношение к людям и целым нациям ради собственного благополучия.

Даже попуская чью-либо смерть, Господь тем самым никак не пресекает свободу человека. Жизнь любого человека заканчивается ровно тогда, когда он полностью реализовал ресурс своей свободы в земной жизни. Смерть приходит, когда индивидуум в целом самоопределился как плевел или как пшеница. Характер смерти здесь никакой роли не играет и ни о чем не говорит. Даже святые люди нередко погибали внезапно, мучительно — от разряда молнии, от рук грабителей, от тяжелых болезней, от диких зверей.

И хотя мы молимся о мирной и непостыдной кончине, главное, что нас должно заботить, — чтобы она не застала нас в состоянии нераскаянного греха. Иногда саму смерть Господь обращает на службу этой цели, устраивая так, чтобы в момент перехода в вечность человек пережил покаяние и обратился к Богу, в последний доступный ему миг воспользовался своей свободой, чтобы, если не в жизни, то хотя бы в смерти душа обрела веру и смогла стать пшеницей Христовой.

***

О посмертной судьбе человека и о том, от чего она зависит, Христос говорит в притче о богаче и Лазаре, изложенной в немногих словах. Попробуем же выяснить, рассматривая этот краткий текст, почему посмертная участь богача и Лазаря оказалась столь различной.

«Некоторый человек», имя которого Спаситель не называет, а значит, таких людей много, жил в достатке и проводил время с удовольствием. Он «был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16, 19). Вот, собственно, и все, чем он занимался. Ни о каких его смертных грехах — тяжелых, ранящих душу преступлениях в притче не упоминается. Богач не был злодеем, убийцей, он не наживался на несчастье других, не присваивал чужое, не занимался рэкетом. Он просто тратил все свое на себя. Еще можно сказать, что он был воспитанным человеком, с мягким характером и хорошими манерами. Это следует из того, что он не прогонял от своего дома нищего, который представлял собой весьма неприятное зрелище.

О Лазаре, которого Христос называет по имени и тем выделяет его из множества бедных людей, сказано еще меньше. Он лежал у ворот богача, покрытый ранами (см. Лк. 16, 20—21). Еще упоминается желание Лазаря, по-видимому, нереализованное. Он мечтал, что ему достанутся даже не объедки, а хотя бы крошки, падавшие под ноги пирующих. Так он и лежал в ожидании того, что было никому не нужно в этом доме, а для него составляло единственную возможность не умереть от голода.

Но богач оставался совершенно безразличным к горестному положению бедняги, словно это был не человек, а безжизненный камень или бревно. Кто станет прогонять лежащий камень и кому придет в голову помогать бревну? Точно так же богач относился и к нуждавшемуся в его помощи человеку.

Однако Христос такого рода людей называет нашими ближними (см. Лк. 10, 29—37). И все евангельское учение пронизано Божьим посланием человеку: нуждающемуся ближнему надо помочь, даже когда сам испытываешь затруднения. Причем совершенно не имеет значения, кем нам приходится этот ближний. Он может быть родственником, знакомым, другом или, наоборот, врагом, случайным встречным, иноземцем, иноверцем, человеком любого возраста и пола. Единственное его отличие от всех остальных — он нуждается в милости, которую мы можем ему оказать.

Богач мог помочь Лазарю незатруднительно, ни в чем себя не ущемляя. Чтобы как-то облегчить его страдания, богачу не требовалось снимать с себя единственную одежду или делиться последним куском хлеба. При этом он не был жадным, во всяком случае, ему не жалко было потратить деньги на угощение для своих друзей. Но он не помогал Лазарю, потому что не обращал внимания на оборванца. Боль другого не трогала его сердце.

Грех богача — равнодушие, и в наши дни нет порока более распространенного. Сколько бесчеловечных преступлений совершается не из ненависти, алчности или другой страсти, а лишь из-за безразличия.

Приближается скорбная дата — 22 июня, когда на нашу страну напала гитлеровская Германия. Среди множества злодеяний нацистов были массовые расстрелы узников лагерей, когда люди служили живыми мишенями, на которых оттачивался навык меткой стрельбы. Для фашистов это было своего рода развлечение. Беззащитных пленников выстраивали в ряд и открывали по ним пальбу, как в тире. У палачей не было ненависти или иных чувств к жертвам, одно лишь равнодушие.

Даже убийца может покаяться, подобно благоразумному разбойнику, но как прийти к раскаянию равнодушному человеку? Может ли его уснувшую совесть разбудить чужая боль, тем более боль какого-то нищего, которого он и за человека-то не считает…

А Лазарь, подобно многострадальному Иову, мирно воспринимал все, что с ним происходило. Только Иов потерял все, а Лазарь, возможно, никогда ничего и не имел. Но он не возненавидел богача, не проник к нему в дом, чтобы украсть кусок хлеба. Он даже не возроптал: «Господи, где справедливость? Почему одним Ты даешь все, а другим — ничего?» Лазарь до самой смерти терпеливо, смиренно переносил свои жизненные обстоятельства. Ни о каких других его добродетелях в притче не упоминается.

Но оказывается, умение терпеливо переносить все свои лишения и злоключения настолько важное качество, что за это можно получить рай. Ведь Христос говорит: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10, 22). Он же призывает: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Мирное отношение к собственным скорбям, бедности, болезням проистекает из глубокой веры. Подлинно верующий человек благодарно принимает все, что не в его власти, как посланное ему любящим Богом. «Господь дал, Господь и взял» (Иов. 1, 21), — говорит Иов. Мы верим, что Бог есть Абсолютная Любовь, милующая добрых людей и злых, и с удовольствием принимаем из руки Божией благое, почему же не принимаем и скорбное? Ведь Господь все посылает человеку, имея в виду только его спасение.

Лазарь полностью доверяет Богу во всех своих лишениях. Он не сетует, не восстает против Господа, не пытается греховными способами улучшить свое положение. Человек, чье внутреннее душевное устроение подобно устроению Лазаря, рассуждает: «Плохие у меня жизненные обстоятельства? Господь это видит, знает. Раз Он попускает это, значит, мне нужно, полезно, спасительно это пережить».

Безропотно терпевший все свои скорби с упованием на Бога Лазарь после своей кончины вознесен в беспечальное место — «на лоно Авраамово» (Лк. 16, 22). Богач за чертой смерти терпит адские мучения (см. Лк. 16, 23) за равнодушие к нуждающемуся, которому мог облегчить жизнь, но он и пальцем не пошевелил, чтобы это сделать.

Каждый из нас нередко оказывается то на месте богача, то на месте Лазаря. В любом случае притча предупреждает, что препятствием для доброго решения нашей вечной участи станут не столько наши грехи, сколько отсутствие чуткости и доброго расположения души в посылаемых Богом обстоятельствах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *