О богаче и Лазаре

Как достичь рая?

О посмертной судьбе человека и о том, от чего она зависит, Христос говорит в притче о богаче и Лазаре, изложенной в немногих словах. Попробуем же выяснить, рассматривая этот краткий текст, почему посмертная участь богача и Лазаря оказалась столь различной.

Посмотрим на эту притчу с разных сторон, постараемся увидеть себя в персонажах этой истории и сделать жизненные выводы из прочитанного. Этой теме мы посвятим публикацию в нашей рубрике – на материале бесед митрополита Калужского и Боровского Климента для интернет-издания «Вечерняя Москва».

«Некоторый человек», имя которого Спаситель не называет, а значит, таких людей много, жил в достатке и проводил время с удовольствием. Он «был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16, 19). Вот, собственно, и все, чем он занимался. Ни о каких его смертных грехах — тяжелых, ранящих душу преступлениях в притче не упоминается. Богач не был злодеем, убийцей, он не наживался на несчастье других, не присваивал чужое, не занимался рэкетом. Он просто тратил все свое на себя. Еще можно сказать, что он был воспитанным человеком, с мягким характером и хорошими манерами. Это следует из того, что он не прогонял от своего дома нищего, который представлял собой весьма неприятное зрелище.

О Лазаре, которого Христос называет по имени и тем выделяет его из множества бедных людей, сказано еще меньше. Он лежал у ворот богача, покрытый ранами (см. Лк. 16, 20—21). Еще упоминается желание Лазаря, по-видимому, нереализованное. Он мечтал, что ему достанутся даже не объедки, а хотя бы крошки, падавшие под ноги пирующих. Так он и лежал в ожидании того, что было никому не нужно в этом доме, а для него составляло единственную возможность не умереть от голода.

Но богач оставался совершенно безразличным к горестному положению бедняги, словно это был не человек, а безжизненный камень или бревно. Кто станет прогонять лежащий камень и кому придет в голову помогать бревну? Точно так же богач относился и к нуждавшемуся в его помощи человеку.

Однако Христос такого рода людей называет нашими ближними (см. Лк. 10, 29—37). И все евангельское учение пронизано Божьим посланием человеку: нуждающемуся ближнему надо помочь, даже когда сам испытываешь затруднения. Причем совершенно не имеет значения, кем нам приходится этот ближний. Он может быть родственником, знакомым, другом или, наоборот, врагом, случайным встречным, иноземцем, иноверцем, человеком любого возраста и пола. Единственное его отличие от всех остальных — он нуждается в милости, которую мы можем ему оказать.

Богач мог помочь Лазарю незатруднительно, ни в чем себя не ущемляя. Чтобы как-то облегчить его страдания, богачу не требовалось снимать с себя единственную одежду или делиться последним куском хлеба. При этом он не был жадным, во всяком случае, ему не жалко было потратить деньги на угощение для своих друзей. Но он не помогал Лазарю, потому что не обращал внимания на оборванца. Боль другого не трогала его сердце.

Грех богача — равнодушие, и в наши дни нет порока более распространенного. Сколько бесчеловечных преступлений совершается не из ненависти, алчности или другой страсти, а лишь из-за безразличия.

Недавно мы отмечали скорбную дату — 22 июня, когда на нашу страну напала гитлеровская Германия. Среди множества злодеяний нацистов были массовые расстрелы узников лагерей, когда люди служили живыми мишенями, на которых оттачивался навык меткой стрельбы. Для фашистов это было своего рода развлечение. Беззащитных пленников выстраивали в ряд и открывали по ним пальбу, как в тире. У палачей не было ненависти или иных чувств к жертвам, одно лишь равнодушие.

Даже убийца может покаяться, подобно благоразумному разбойнику, но как прийти к раскаянию равнодушному человеку? Может ли его уснувшую совесть разбудить чужая боль, тем более боль какого-то нищего, которого он и за человека-то не считает…

А Лазарь, подобно многострадальному Иову, мирно воспринимал все, что с ним происходило. Только Иов потерял все, а Лазарь, возможно, никогда ничего и не имел. Но он не возненавидел богача, не проник к нему в дом, чтобы украсть кусок хлеба. Он даже не возроптал: «Господи, где справедливость? Почему одним Ты даешь все, а другим — ничего?» Лазарь до самой смерти терпеливо, смиренно переносил свои жизненные обстоятельства. Ни о каких других его добродетелях в притче не упоминается.

Но оказывается, умение терпеливо переносить все свои лишения и злоключения настолько важное качество, что за это можно получить рай. Ведь Христос говорит: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10, 22). Он же призывает: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Мирное отношение к собственным скорбям, бедности, болезням проистекает из глубокой веры. Подлинно верующий человек благодарно принимает все, что не в его власти, как посланное ему любящим Богом. «Господь дал, Господь и взял» (Иов. 1, 21), — говорит Иов. Мы верим, что Бог есть Абсолютная Любовь, милующая добрых людей и злых, и с удовольствием принимаем из руки Божией благое, почему же не принимаем и скорбное? Ведь Господь все посылает человеку, имея в виду только его спасение.

Лазарь полностью доверяет Богу во всех своих лишениях. Он не сетует, не восстает против Господа, не пытается греховными способами улучшить свое положение. Человек, чье внутреннее душевное устроение подобно устроению Лазаря, рассуждает: «Плохие у меня жизненные обстоятельства? Господь это видит, знает. Раз Он попускает это, значит, мне нужно, полезно, спасительно это пережить».

Безропотно терпевший все свои скорби с упованием на Бога Лазарь после своей кончины вознесен в беспечальное место — «на лоно Авраамово» (Лк. 16, 22). Богач за чертой смерти терпит адские мучения (см. Лк. 16, 23) за равнодушие к нуждающемуся, которому мог облегчить жизнь, но он и пальцем не пошевелил, чтобы это сделать.

Каждый из нас нередко оказывается то на месте богача, то на месте Лазаря. В любом случае притча предупреждает, что препятствием для доброго решения нашей вечной участи станут не столько наши грехи, сколько отсутствие чуткости и доброго расположения души в посылаемых Богом обстоятельствах.

Чужая нищета

Мы в подавляющем большинстве не столь богаты, как сибарит из евангельской притчи. Да и нуждающиеся люди вокруг нас не так вызывающе бедны, как изображенный в ней нищий Лазарь. Но это не означает, что притча о богаче и Лазаре утратила для нас актуальность. Напротив, мы то и дело оказываемся в ситуации, когда своими силами или за свой счет можем помочь другому человеку. И всякий раз нам надо постараться сделать это ради Бога.

Иногда это не требует финансовых затрат: достаточно просто быть рядом с человеком в трудную для него минуту, выслушать его, проявить сочувствие. Поддержать можно и одним-двумя словами, и вовсе молча. Порой от нас требуются не слова, а действия, когда надо просто помочь на огороде, или починить дверной замок, или сделать ремонт в доме, принести из магазина продукты и лекарства, выполнить нехитрую работу по дому: навести порядок в квартире, постирать белье, вымыть полы. Но чаще человеку, пусть и не очень обеспеченному, гораздо проще расстаться с некоторой суммой денег, чем пожертвовать своим временем, силами, комфортом, привычным распорядком. Мы не желаем поступиться ими даже ради самых близких, что уж говорить о посторонних людях.

Как же быть, если нет желания творить добро? Не стоит ждать, пока оно созреет. Сердце не может вдруг стать совестливей и добрей, загореться деятельным состраданием к тем, кому в данный момент тяжело. Надо воспитывать в себе волю, понуждать себя к доброделанию – сначала без сердечного отклика, «через силу», если ум признает это правильным с точки зрения заповедей Христовых.

Ум человека не подвержен чувствам и способен найти правильное решение в любой ситуации. Но «последнее слово» всегда остается за сердцем — центром душевной, эмоциональной жизни человека. Оно часто противоречит уму, ибо привыкло жить по страстям. Если человек умом понимает, как поступать правильно, но действует по прихотям сердца, то он порабощен своими страстями, как бы высоко он о себе ни думал.

Сердце можно и нужно воспитывать. По учению святых отцов, оно не способно долго противиться уму. Если действовать согласно уму, наперекор сердечным прихотям, явно неправильным, тогда постепенно, очень медленно сердце человека начнет смягчаться, освобождаться от упорства в эгоизме. Иногда нужны годы и даже десятилетия, чтобы преодолеть свои закоренелые страсти, пагубные привычки. Но если человек старается с ними бороться, Господь не оставит его без Своей помощи.

Бог может помочь самым неожиданным образом. Так, однажды мытарю Петру, который никогда и никого не жалел, попался очень настойчивый попрошайка. Этот нищий поспорил со своими товарищами, что сможет допроситься милостыни у самого жестокого человека в городе. Видимо, азарт придавал ему смелости, и он упорно просил о подаянии, а богач гневно отгонял его от себя. Наконец Петр так рассвирепел, что начал искать камень, чтобы угомонить назойливость попрошайки. Не найдя камня, он схватил из повозки хлеб и в сердцах запустил им в нищего. Тот, прославляя Бога, побежал к своим товарищам. Так Петр против своего желания помог человеку, облегчил его тяготу. Мытарь не проявил добродетели, бросив нищему хлеб со злостью. Но этот ничтожный случай перевернул всю его дальнейшую жизнь, которую он окончил святым подвижником, о чем подробно рассказано в его житии.

Не только Своих святых, но и любого человека Господь ставит в такие жизненные условия, которые максимально способствуют его спасению. Неслучайно к жестокому мытарю Христос послал неотступного нищего, который ради спора, во что бы то ни стало добивался от богача подаяния. Милостыня, которую Петр даже не подал, а швырнул, желая причинить боль, положила начало спасению его души, хотя сам он в тот момент ни о чем подобном не помышлял. Этот случай, кстати, заставляет задуматься о том, кто получает больше пользы от милости — подающий или принимающий.

Так же неслучайно на протяжении долгого времени Господь посылал и евангельскому богачу необыкновенно терпеливого нищего. Будто Он испытывал, не дрогнет ли сердце человека, пребывающего в довольстве и благополучии, при виде струпьев Лазаря, не ужаснется ли он тем бедственным положением, в какое может впасть человек, и не зародится ли в нем сострадание и жалость к несчастному. Однако ни зрелище чужих язв, ни безропотное терпение нищего не сокрушили окаменевшее сердца богача, что наглядно показало, насколько он чужд Богу, требующему от человека не жертв, а милости (ср. Ос. 6, 6; Мф. 9, 13).

Но самым терпеливым и смиренным нищим является Сам Господь Иисус Христос. Он стоит у дверей сердца каждого сотворенного Им человека как последний Нищий и тихо стучится в них (ср. Откр. 3, 20), ожидая, не отворит ли человек свое сердце навстречу чужой беде, не воспримет ли страдания другого как свои собственные, не придет ли на помощь тем, кому он сейчас так необходим? Единственная формула спасения, которую, по мысли Федора Михайловича Достоевского, Бог дал человеку, гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это слова Спасителя (Мф. 22, 39). Они означают, что «здесь и сейчас» нам надо учиться жить не только ради своего благополучия.

Если не сегодня, то уж точно потом, в будущем веке нам откроется, что возможность помогать другим была самым большим счастьем в нашей жизни. Ибо мы оказываем милость Самому Христу, когда используем случай облегчить положение нуждающегося человека, даже если он нам совершенно незнаком.

Великая пропасть

Посмертная участь у людей различна. Об этом говорится в евангельской притче о богаче и Лазаре (см. Лк. 16, 22—23). Очевидно, пышные «статусные» похороны богача были последним его «утешением», поскольку он оказался в аду. Для Лазаря вместе с жизнью окончились все страдания, и он оказался там, где в радостном ожидании Искупителя пребывали все святые (даже для них рай был заключен до Сошествия во ад и Воскресения Иисуса Христа). Спаситель определяет их местонахождение по имени самого известного у евреев святого, называя его «лоном», то есть пристанищем, Авраамовым.

Это не укладывалось в сознании ветхозаветных людей. Они даже предположить не могли, что страдавший, нуждавшийся, скорбевший в этой жизни человек будет после смерти пребывать в вечном блаженстве, а живший в богатстве будет страдать. И сейчас можно встретить мнение, что внешнее материальное благополучие означает благоволение Божие за праведность, а бедность и страдания — это признаки явных или тайных пороков. Христос объясняет, что это не так.

Однако не всякий тяжко страдающий, как Лазарь, будет в раю, а только тот, кто терпел, подобно ему. Лишь принимающие свои страдания, лишения, болезни как чашу из руки Божией получат Его милость. И не все, жительствующие роскошно, примут посмертное наказание. Но если человек превратит себя в закоренелого эгоиста, как евангельский богач, он будет неспособен к жизни со Христом, Который есть всецелое самопожертвование, сострадание и любовь.

Поведение богача в аду по-прежнему свидетельствует о крайнем себялюбии. Только здесь, в муках, он словно бы впервые видит Лазаря, хотя прежде тот не день и не два «мозолил ему глаза» своим изнуренным и болезненным видом. Но при жизни у богача не было надобности замечать нищего. Теперь же он сам оказался в бедственном положении, а Лазарь стал его единственной надеждой.

Метаморфозу, случившуюся с богачом, часто можно наблюдать в обществе. Она послужила сюжетом для множества художественных произведений. Как только человек возвышается, получает богатство и власть, отношение к нему большинства окружающих в корне меняется. Так мгновенно была переоценена личность героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» князя Мышкина, когда обнаружилось, что он наследник огромного состояния. За минуту до этого его не принимали всерьез, смеялись над ним. И хотя получение наследства нисколько не изменило этого человека с чистой душой, перед ним сразу же открылись все двери. Мгновенно он стал нужен и интересен прежним насмешникам.

Так и нищий Лазарь «заинтересовал» богача, когда они поменялись ролями в загробном мире. Но и познав крайнюю нужду, богач не изменился. По-прежнему думая лишь о себе, он просит патриарха облегчить его участь, прислав для этого Лазаря (см. Лк. 16, 24). Однозначный отказ: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16, 25), — на первый взгляд вызывает недоумение. Почему Авраам не попытался помочь страдальцу, проявив к нему милосердие?

Не будем спешить обвинять патриарха в жестокости. Вспомним, что в жизни Авраам дерзал уговаривать Господа из милости оставить невредимыми Содом и Гоморру ради незначительного числа праведников. И Бог обещал, но достойных спасения оказалось всего трое: Лот и его дочери. И они не были безгрешны, но сохранили способность исполнять волю Господа, потому-то им удалось избежать участи нечестивцев, живших в этих городах (см. Быт. 19, 12—26).

В эссе К. Льюиса «Расторжение брака» главный герой спрашивает своего учителя о том же: почему населяющие рай праведники не могут облегчить мучения грешников в аду? И учитель ему отвечает, что святые прикладывают максимум усилий, чтобы людей в аду не осталось. Но если грешник сам не хочет своего спасения, его судьбу изменить нельзя. Человек всю жизнь свободен выбирать, как ему поступать: либо по своей воле, либо по воле Божией. Так что «все, кто в аду, сами его выбрали», — заключает Льюис устами своего героя.

Отказ патриарха обусловлен той же причиной. Богач не способен принять облегчение своей участи, воспользоваться помощью святых. Он не испытывает раскаяния: сожалеет не о своих грехах, а об утерянных благах, о прежнем своем комфортном земном бытии. Оказавшийся среди святых Лазарь, как и Сам Бог, нужен эгоистичному богачу исключительно как «средство» облегчения мук. Таким помочь невозможно.

Далее Авраам говорит богачу о пропасти, разделяющей праведников и грешников. Никто из людей не волен ее преодолеть. Но судя по притче, таинственная пропасть не мешает видеть друг друга и общаться. Это прикровенно указывает на единое пространство, где пребывают все усопшие. Все они предстоят Единому Богу, но в совершенно разном состоянии духа. Эта разница — как раз та самая «великая пропасть» (см. Лк. 16, 26), о которой говорит Авраам.

В зависимости от внутреннего состояния, с которым мы войдем в Божественную вечность, мы по-разному будем воспринимать Христа, Который там будет «все во всем» (1 Кор. 15, 28). Для одних Он станет драгоценным благом, а для других — мукой, ибо в Нем нет возможности угождать своим желаниям. Каждый будет развиваться в соответствии со своей линией вечной жизни, а направление этого развития мы задаем здесь, на земле.

Ничего сверх силы

Если мы хотим избежать горькой участи в вечности, нам не следует относиться к людям бездушно, как это делал богатый человек из притчи о богаче и Лазаре. Подобно этому богачу, у каждого из нас есть возможность проявить немного внимания, чтобы облегчить положение реально нуждающегося человека.

Поблизости всегда есть терпящие нужду, оказавшиеся в несчастье люди. Одни голодны, обездолены, лишены крыши над головой, годами живут без горячей воды и не знают чистой постели. Другие стары и немощны, им трудно обойтись без посторонней помощи и заботы. Третьи тяжело больны, а лечение требует больших затрат, или их ребенку жизненно необходима непомерно дорогая для них операция. Есть отчаявшиеся женщины, особенно молодые, которые от безысходности или безрассудства готовы пойти на убийство своего еще не рожденного ребенка, потому что не находят в окружающих поддержки и понимания.

Но нам нередко кажется, что слишком уж много вокруг «нищих Лазарей». Мы говорим: «Всем не поможешь», — и торопимся пройти мимо, проявляя противное духу Евангелия равнодушие. Как же нам правильно поступать, чтобы не отвергать Христа, взывающего о помощи через любого бедствующего человека (см. Мф. 25, 35—40)?

Сначала надо принять, что в человеческом отношении нуждается любой человек, даже асоциальные личности, или бомжи, которые бесприютно бродят по улицам, просят милостыню у храмов и магазинов, ночуют на вокзалах и в подвалах домов. Пусть даже подавляющее большинство из них сознательно не желают социализироваться в обществе, устраиваться на работу, прилагать хоть малейшие усилия, чтобы что-то изменить в своей жизни.

В разных городах нашей страны работают социальные службы, в том числе и под патронажем Православной Церкви, которые организуют для бездомных бесплатные столовые, пункты раздачи одежды и оказания медицинской помощи. В них нередко работают добровольцы — люди, которым по-настоящему небезразлична судьба этих опустившихся людей. И если мы сами не в состоянии участвовать в работе таких социальных организаций, то по крайне мере можем проявить великодушие и поддержку, а не осуждать их.

Тем более необходима наша помощь, когда речь идет о людях, которые в силу обстоятельств оказались в тяжелой жизненной ситуации и нуждаются в помощи не из-за своей принципиальной асоциальности, а по объективным причинам: когда стихийное бедствие, несчастный случай, тяжелая болезнь приводят к инвалидности, сиротству, нищете и другим бедственным состояниям. Например, глава прежде обеспеченной семьи погиб в аварии, а его жена осталась инвалидом, без родных, но с детьми, которых надо вырастить, дать им образование, поставить на ноги. В этой ситуации от голода никто не умирает, но соответствовать современным стандартам жизни эта семья вряд ли сможет без посторонней помощи. Оставить сирот на одном хлебе с водой будет в той же мере жестоко, как оставить человека вообще без пропитания в те времена, когда проповедовал Христос. А именно так поступил богач в отношении Лазаря.

Мы вряд ли в состоянии помочь абсолютно всем нуждающимся людям, которых в действительности много в нашем обществе, или о которых мы узнаем из интернета, телевидения и других СМИ. Но Господь и не требует этого от нас. Он призывает обратить внимание всего на одного нуждающегося, которого посылает нам, и оказать ему помощь. Христос говорит, что, сделав даже незначительное добро из сострадания, человек не лишится своей награды (см. Мф. 10, 42).

По мнению святителя Григория Нисского, это самая легко исполнимая из евангельских заповедей. Она не требует от нас усилий, превышающих наши возможности. Независимо от того, какая помощь оказана другому человеку — малая или великая, награждается свободное произволение благодетеля и учитывается его мотив. «Если будешь творить добрые дела во имя Божие и по страху Божьему, — писал святитель, — получишь дар светлый и неотъемлемый».

Федор Михайлович Достоевский устами одного из своих героев высказал полезную для нас мысль: любой развитой человек должен иметь своей задачей осчастливить как минимум одно существо, но непременно на деле, то есть конкретно помочь реальному человеку. Так и богачу для «адресной помощи» Господь послал всего лишь одного нищего Лазаря, не принимая в расчет, что средств богача хватило бы на многих таких несчастных. Но богач не воспользовался предоставленной возможностью проявить добрую волю, чтобы хоть в чем-то облегчить жизнь другому человеку, а себя подготовить к благой вечности.

Господь постоянно посылает подобные ситуации всем нам. Надо только стараться замечать их и использовать для обоюдной пользы. Как-то в разговоре с одним врачом-стоматологом выяснилось, что он систематически делает большие скидки нескольким своим клиентам. Это не были его друзья или «нужные» знакомые. «Просто я давно их знаю, — объяснил он, — это трудолюбивые, честные и скромные люди, у них большие семьи, но они не зарабатывают больших денег». Казалось бы, мало ли клиентов у давно работающего врача, зачем ему понадобилось выделять кого-то, к тому же в ущерб себе? Отнесись он ко всем одинаково доброжелательно даже без скидок, его никто бы не осудил. Но этот человек имеет потребность активно проявлять свою сострадательность. Пусть не «всему миру», а конкретным людям, адресно и не напоказ, он нашел возможность помочь, как Самому Христу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *