Будущее без Христа?

Сегодня, когда православные верующие отмечают праздник Покрова Божией Матери, предлагаем нашим читателям вопрос: каково место христианской веры в жизни и сознании современного человека у нас и на Западе? Интересный материал к размышлению на эту актуальную тему даёт один из недавних докладов митрополита Волоколамского Илариона.

По мнению экспертов, сегодня христианство в мире остается не только самой гонимой религиозной группой на планете, но и сталкивается с новыми вызовами, которые затрагивают нравственные основы жизни людей, их веру и ценности.

Современное состояние религиозной жизни российского общества напрямую связано с трагическими событиями столетней давности. Историческая катастрофа 1917 года обернулась для России братоубийственной гражданской войной, террором, изгнанием за пределы Отечества лучших представителей нации, целенаправленным уничтожением целых сословий — дворянства, казачества, духовенства, зажиточных крестьян. Они объявлялись «врагами народа», а их родственники подвергались дискриминации и становились так называемым «лишенцами», что ставило их на грань выживания. Весь этот террор происходил под знаменами коммунистической идеологии, решительно боровшейся с религией. Миллионы верующих подверглись жесточайшим гонениям, притеснениям, дискриминации и репрессиям ― от издевательств и увольнений с работы до тюремного заключения и расстрелов. Церковь явила в те годы большое число мучеников и исповедников, которые, по слову апостола Павла, «замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу» (Евр. 11. 35-36). В России перед 1917 годом никто не предполагал, что произойдет крах многовековой христианской империи и на смену ей придет атеистический тоталитарный режим. И даже когда это свершилось, немногие думали, что это произошло всерьез и надолго.

Современное ослабление христианства в западном мире можно сравнить с ситуацией в Российской империи перед 1917 годом. Революция и последовавшие за ней драматические события имеют помимо общественно-политических предпосылок также и глубокие духовные причины. На протяжении многих лет происходил отход от веры аристократии и интеллигенции, а вслед за ними и простого народа. Об этом сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в январе 2017 года: «Коренной слом традиционного уклада жизни ― и я сейчас говорю… о духовно-культурном самосознании народа ― стал возможен только потому, что из повседневной жизни людей и, в первую очередь, тех, кто принадлежал к элите, ушло нечто очень важное. Несмотря на внешнее благополучие и благолепие, научные и культурные достижения, в жизни людей все меньше места оставалось для живой и искренней веры в Бога, понимания исключительной важности ценностей, принадлежащих духовной и нравственной традиции».

Сегодня, пытаясь выработать свою конституцию, Европейский Союз отказался от упоминания своего христианского наследия даже в преамбуле этого документа. Глубоко убежден в том, что Европа, отрекшаяся от Христа, не сможет сохранить свою культурную и духовную идентичность. На протяжении веков Европа была домом, в котором уживались разные религиозные традиции, но при этом христианство играло доминирующую роль. Эта роль отражена, в частности, в архитектурном облике европейских городов, которые трудно себе представить без величественных соборов и многочисленных более скромных по размеру церквей.

В современной Европе утвердилась монополия секулярной идеи. Её проявлением стало вытеснение религиозного мировоззрения из общественного пространства. Архитекторы секулярного общества позаботились о юридической стороне вопроса: формально вы можете исповедовать любую религию, но если вы попытаетесь мотивировать свои поступки религиозными убеждениями и свободой совести, побуждать других действовать в соответствии с верой, то будете подвергнуты в лучшем случае порицанию, а в худшем ― уголовному преследованию.

Например, если вы врач и отказываетесь делать аборт или совершить эвтаназию, ссылаясь на свои религиозные принципы, то вы нарушаете закон. Если вы протестантский пастор и живете в стране, в которой узаконены однополые союзы, то у вас не так много шансов отказать такой паре в венчании и остаться при этом без наказания со стороны государства. Легализация абортов, поощрение половой распущенности, систематическая работа по подрыву семейных ценностей уже привели к глубочайшему демографическому кризису во многих странах Европы. Этот кризис, сопровождаемый кризисом идентичности, со временем приведет к тому, что в Европе будут жить другие народы ― с другой верой, другой культурой, иными ценностными парадигмами

Зачастую язык ненависти в отношении христиан используется тогда, когда христиане пытаются реализовать свое право на участие в общественных процессах. Они обладают таким правом ровно в той же мере, в какой им обладают последователи любой другой религии или атеисты. Однако на практике это не так: ежегодно регистрируются десятки случаев дискриминации христиан на основании их убеждений. Эти случаи попадают в информационное поле и становятся предметом общественной дискуссии, но ситуация в целом от этого не меняется.

В современной Европе воинствующий секуляризм превращается в самодовлеющую силу, не терпящую инакомыслия. Он позволяет хорошо организованным миноритарным группам с успехом навязывать свою волю большинству под предлогом соблюдения прав человека. По сути, сегодня права человека превратились в инструмент манипулирования большинством, а борьба за них ― в диктатуру меньшинства по отношению к большинству. К сожалению, приходиться констатировать, что это уже не отдельные инциденты, а сложившаяся система ценностей, поддерживаемая государственными и наднациональными институтами ЕС.

В условиях агрессивного давления групп, продвигающих неприемлемые с точки зрения традиционной христианской нравственности идеи, необходимо объединить усилия церквей в противостоянии этим процессам, совместно действовать как в информационном поле, в области юридической поддержки, так и в продвижении общехристианских ценностей на всех возможных уровнях. Необходимо наладить обмен опытом между церквами в этой сфере, развивать сотрудничество церковных правозащитных организаций и мониторинговых центров.

Считаю важным, чтобы христиане Европы сплотились для защиты тех ценностей, на которых веками строилась жизнь континента, и чтобы воспринимали скорби и печали христиан в любой части света как свои собственные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *