Опьянение миром

Злой раб пьет, гуляет и веселится с пьяницами (см. Мф. 24, 49), но одной участи подвергается не с ними, а с лицемерами. Почему? Об этом – в очередных беседах митрополита Калужского и Боровского Климента для издания «Вечерняя Москва». Надеемся, что материал будет полезен для тех, кто хотел бы провести время Рождественского поста с духовной пользой.

«Пьяницы», вместе с которым злой раб проводит жизнь, — это не только те, кто имеет пристрастие к алкоголю. Пьяницами в притче названы люди мира сего, которые все силы употребляют на облегчение своего земного существования, на поиск комфорта. Каждый понимает его по-своему, порой диаметрально противоположно, но в любом случае эти люди стремятся получить от жизни удовольствие, наслаждение, как пьяница наслаждается вином.

Первым человеком, который бросил все свои силы и способности исключительно на земное, плотское обустройство, был нераскаянный братоубийца и завистник — старший сын Адама Каин. Он видел смерть брата Авеля, но не задумался о том, что и ему предстоит пройти через нее. Каин еще был в состоянии слышать голос Божий, но пренебрег Его вразумлениями, поскольку Бог не вписывался в его иерархию ценностей. Потомками Каина Бог был вообще забыт «за ненадобностью». Их интересовали исключительно земные достижения. Именно в роду каинитов началось развитие цивилизации и ремесел, совершенствование орудий труда и смертоносного оружия, зародилось изобразительное искусство, музыка, поэзия — все для услаждения глаз и слуха как замена молитвы, духовной радости единства с Богом.

Господь говорит о таких людях, что они полностью состоят из плоти и Дух Божий в них не может найти себе места (см. Быт. 6, 3). Святитель Кирилл Александрийский называет их «плотолюбцами». Современный плотолюбец может много знать и уметь, быть целеустремленным, пунктуальным, ценящим свое время. Он эрудирован, разбирается в марках, сортах и брендах, владеет несколькими языками, всегда в курсе книжных новинок, театральных постановок и кинопремьер. Это успешный, «упакованный» человек. Почему же Господь называет таковых «пьяницами»?

Как пьяница опьяняет себя алкоголем, приходя в невменяемое состояние, так и люди мира сего опьяняются текущей жизнью с ее обманами и кумирами, с ее погоней за успехом, счастьем, удачей, здоровьем, долголетием. Добыв одно, плотолюбец тут же бросается за следующим и не насыщается. Подобно пьянице, который не может раз и навсегда насытиться вином, а постоянно желает новых и новых возлияний, ему надо иметь все больше и больше — у человека мира сего нет конца желаниям.

Можно бороться со своей страстью, оставаясь при этом «горьким пьяницей». Например, кто-то объявляет войну собственной лени. Благое ли это дело? Зависит от цели. Если целью является продвижение по служебной лестнице, чтобы иметь больше денег, связей и возможностей для удовлетворения своих возрастающих желаний, то ничего доброго в этом нет. Человек продолжает вертеться среди плотских попечений, как белка в колесе. А со стороны кажется, что он совершенствуется, продвигается вперед, достигает успехов.

Верный раб Христов работает над собой, ведет борьбу со страстями ради очищения своей души от греховной грязи. Господь сказал, что только чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5, 8), и христианин старается очиститься, чтобы лучше распорядиться полученными от Господа дарами, получить от них максимальную духовную прибыль и через это стать ближе к Богу, не лишиться общения с Ним. А злой раб двуличен. Внешне он подобен рабу Христову, но живет, как пьяница. Он прельщается людьми мира сего, завидует их лоску и блеску, стремится иметь то, чем владеют они. Он забывает, что придет час, когда надо будет все полученные залоги, дары и таланты возвратить с прибылью их Подателю.

В таинствах Крещения и Миропомазания каждый христианин получает дар Святого Духа, залог усыновления Богу, залог нашего единства со Христом. Но это только залог, который человек должен развивать и умножать. Это малое зерно, которое должно вырасти в плодоносящее древо. Все притчи о талантах и динариях говорят об этом: дан талант — развивай его ради Христа, получай духовную прибыль, и Господин даст новые невиданные богатые дары и доверит еще больше. Таков же образ брачных одежд. Нечто тебе вручается даром, но надо это сохранить и приумножить. Тот же, кто не воспользовался, теряет залог и лишается благой участи: «Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его» (Мф. 24, 50—51).

Христос подразумевает не телесное рассечение, а утрату даров Святого Духа. Для христианина «рассечение» означает потерю своего места в обществе Христовом. Неверный, злой раб утрачивает дар усыновления, свою причастность к Церкви, участие в богочеловеческом единстве. Ведь Церковь — это Тело Христово (см. Еф. 1, 22—23), и соединение с Богом вне Церкви невозможно.

Рассечение злого раба означает обнаружение его истинной сущности. Он будет отсечен Господином от вечной жизни в Царстве Небесном и подвержен одной участи с лицемерами, но не с пьяницами — людьми мира сего. Эти «пьяницы» не были рабами Божьими, не знали Христа в подлинном смысле познания — не приобрели опыта богообщения. Злого раба ожидает участь лицемеров, ибо всю жизнь он только изображал прилежного раба Христова, а в действительности поступал против Его воли.

В истинном смысле слова «лицемеры» — это бесы. Злые духи принимают на себя образ светлых ангелов, стараются представиться не теми, кто они есть, иначе ведь никто не захотел бы с ними общаться. Если диавол будет пропагандировать абсолютное зло, за ним никто не пойдет, и он делает это скрытно, под благовидным предлогом, то есть лицемерит. Господь говорит злым рабам: «Где будут бесы, там и ваше место, потому что вы вели себя так же».

Открывая участь злого раба, Спаситель акцентирует мысль, что время земной жизни человека предназначено для соединения с Богом. «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17), — говорит апостол Павел из собственного опыта. Его же слова: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Но это вершина христианской добродетели, а как это соединение можно осуществить в нашем несовершенном состоянии? Необходимо стараться всегда, даже в самых обыденных ситуациях выбирать путь, указанный в Евангелии. Оказываясь перед выбором между грехом и добродетелью, надо предпочитать добродетель и сопротивляться страсти ради Христа.

Не надо увлекаться примером других, живущих ради себя, не надо ставить превыше всего собственный эгоизм, как это делают люди, опьяненные миром. Пусть они пируют, не за ними надо гнаться, а стремиться к Богу, пока у нас еще есть время земной жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *