Слово с Креста

Приближается Седмица Страстей Христовых. По любви Своей к людям Бог отдал Сына Своего Единородного на крестные страдания и смерть за искупление грехов всего человеческого рода. Пролитою на Кресте животворящею Кровию Христовой снято с человечества вечное осуждение. О спасительном смысле жертвы Христовой прочитаем сегодня в слове архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Христос умирал за всех людей без изъятия. Ему все одинаково дороги, все для Него родные. И подтверждением этому служат семь слов распятого Спасителя, которые Он произнес со Креста пред смертью. Скажем сегодня о трёх из них.

Великим постом не раз звучат отдельные места из Евангелия, повествующие о страшном злодеянии, совершенном иудеями. Мы слышим о предательстве, о суде и крестных страданиях нашего Спасителя и Господа. Безмерно тяжкой была смерть Спасителя, но и безгранично велики плоды этих страданий и смерти.

История повествует, что на Голгофе казнили самых тяжких преступников, злодеев через распятие на крестах. Мысленно взойдем и мы с вами сейчас на эту Голгофу и представим себе три креста с еще не умершими на них страдальцами. Обратим прежде всего свой взор на крест посредине. На нем распят Спаситель мира. По правую и по левую стороны распяты два разбойника. Толпа злорадствует и хулит именно Того, Кто распят на среднем кресте. На разбойников никто не обращает внимания. У подножия Креста воины, только что пригвоздившие ко Кресту невинного, делят между собой Его одежду — это их право.

Ради спасения людей в последние дни Своей жизни Он доходит до крайних глубин уничижения. Оплеванный, израненный, поруганный, Он висит, умирая, на Кресте. А толпа издевательски кричит: если Ты Сын Божий, сойди со Креста! Как мы знаем, Господь безмолвствовал, будто и не слышал всех этих издевательских слов. На самом же деле Его любвеобильное сердце невыносимо страдало от человеческой жестокости, которая ведет людей к их вечной погибели. Он глубоко скорбит о погибающем во зле человечестве и только молится за Своих распинателей.

Он открыл Свои Божественные уста для молитвы. Но не за себя, не о Своих собственных муках молит Он. Хотя они так тяжки, что трудно представить себе, как можно их перенести. И все же молится Он не о Себе. Он возводит Свой молитвенный взор к Богу и просит Его о помиловании тех, которые так безжалостно мучили Его: “Отче! Отпусти им: не ведят бо, что творят!” Вот первое слово Божественного Страдальца, произнесенное Им со Креста.

Чем вызваны именно эти слова, произнесенные Спасителем?.. Вызваны они непостижимым для нашего ума человеколюбием Божиим. Он во время Своей проповеди так много сделал добра людям, стремясь спасти их, вернуть к Богу, от Которого они отступили. Сожалел о их душевной слепоте. И вот здесь, в этот страшный для Него самого момент, Он не думает о Себе, а только жалеет людей. И, так как они сами-то не обращаются к раскаянию, просит за них Своего Небесного Отца. Просит простить их, ибо они “не ведают, что творят”… Простить то злодеяние, которое они сейчас совершают! Скажите, кто из нас способен на такое?!

Второе слово нашего Господа, произнесенное Им со Креста, — это царское изъявление милости раскаявшемуся грешнику. Среди злобных криков толпы, хулившей Христа, вдруг раздается голос разбойника, распятого на соседнем кресте. Он смело исповедует в Нем Бога: “Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!” — говорит он. Своим Господом и Царем называет он Того, Кто в данный момент разделяет участь злодеев, распятых на крестах. Удивляет нас и ответ Христа: “Аминь!” То есть: “истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю”.

Некоторые, возможно, удивятся: как это, по первой просьбе грешного человека, просившего всего лишь помянуть его в Царстве Божием, он будет введен в рай. Да, странно! Ведь евангелисты повествуют, что оба разбойника вначале хулили Христа. Что же произошло в душе этого человека? Почему он внезапно так изменился? Волна незримой Божественной любви к погибающему роду человеческому, вылившаяся в первом слове Господа, в этой Его первосвященнической молитве за грешный род людской, изумила разбойника и переродила его сердце. Так умирать и молиться за Своих распинателей может только один Царь неба и земли. Слыша молитву Спасителя за Своих распинателей, он понял, что Христос не только учил людей, но и поступает по слову Своего учения. Это сознание изменило, переродило его. И из этого внезапно озаренного сердца излились удивительные слова исповедания, признания Распятого Господом. И воскликнул этот разбойник из глубины своего уверовавшего сердца, из обновленной души: “Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!”

Слова эти явились как бы целительным бальзамом для исстрадавшейся души Христа. Ведь в защиту Господа никто не выступал. Его только обвиняли и поносили… Да и остался Он совсем один, без Своих учеников и близких. Правда, среди толпы была небольшая группа женщин, всем сердцем преданных Христу. Их пламенная преданность победила страх. С ними только один любимый ученик Христа Иоанн Богослов стоит рядом с Богоматерью.

Пречистая Матерь Божия полными нестерпимой муки глазами взирает на Своего возлюбленного Сына. Бессильная что-либо сделать для Него, хоть чем-то помочь Ему, Она сама невыносимо страдала. И кто может словами выразить Ее душевную муку?! О, как Она сама хотела бы умереть со Своим Сыном, чтобы тоже сегодня войти с Ним в рай и никогда больше с Ним не разлучаться… Сердцеведец Господь нашел слова утешения и для Своей Пречистой Матери. Она должна еще остаться на земле для продолжения Его проповеди, и Он заботливо вручает Ее сыновнему попечению Своего любимого ученика.

И вот в третий раз Христос Спаситель открывает Свои пречистые уста для слов любви, в этот раз предназначенных Пречистой Его Матери: “Жено! Се, сын Твой!” С особой нежностью и по-человечески трогательно произносит Спаситель, обращаясь к Богородице… А затем, глядя на ученика Своего, добавляет: “Се, Матерь твоя!” Этими словами Христос, умирающий на Кресте, утешил и ободрил не только Богоматерь, но и весь род человеческий, вручив в лице Иоанна Богослова Ее материнскому попечению всех людей, в том числе и нас с вами. Вот видите, возлюбленные, какое значение для нас с вами имеет Крест Христов. Он дает нам урок любви друг ко другу.

Любовь Христова к нам зажигает ответную благодарную сыновнюю любовь к Отцу Небесному. И я горячо желаю вам, чтобы она никогда в вас не угасала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *